В этом каталоге перечислены самолёты и вертолёты международной коалиции, запчасти kia потерянные в процессе хирургического вмешательства в афганистане после начала века. Приведены только безвозвратные потери (говоря иными словами летательные аппараты, коие были плотно уничтожены или списаны от невозможности ремонта), как боевые, никогда небоевые. Список составлен по материалам свободных источников также не нацелен на полноту; к примеру, здесь отсутствуют летательные аппараты, которые совершили вынужденную посадку по техническим причинам либо благодаря боевых дефектов и еще не в силах быть достоверно определены как уничтоженные или списанные под предлогом неимения более полноценной информации. 1 вертолёты 1.1 2001 1.2 2002 1.3 2003 1.4 2004 1.5 2005 1.6 2006 1.7 2007 1.8 2008 1.9 2009 1.10 2010 1.11 2011 1.12 2012 1.13 2013 1.14 2014 1.15 2015 1.16 2017 1.17 2019 2 самолёты 3 конвертопланы 4 беспилотные летательные аппараты 5 данные, требующие уточнения 6 общая статистика 7 примечания 8 ссылки Вертолёты[править править код] 2001[править править код] 19 октября 2001 - mh-60k «блэк хок» (сер. Номер 91-26374, рота c, одного батальона, 160-го авиаполка спецопераций, командования спецопераций армии сша). Потерпел аварию учитывая пыльной бури при изготовлении ночного полёта над территорией пакистана вблизи афганской границы. Двое военнослужащих сша погибли, трое получили ранения.[Пара][3] 2 ноября 2001 - mh-53m «пэйв лоу iv» (сер. Номер 69-5791, 20-й эскадрильи спецопераций, 16-го крыла спецопераций ввс сша). В процессе спасательной миссии потерпел аварию на севере афганистана из-за плохих состояния погоды. 4 члена экипажа получили ранения и были эвакуированы спустя 5 часов вторым вертолётом. Повреждённый вертолёт был уничтожен ударом с воздуха для предупреждения попадания в руки противника.[Четыре-5] 6 декабря 2001 - uh-1n «ирокез» (номер 160440, 365-я эскадрилья средних вертолётов корпуса морской пехоты сша). Упал и загорелся в процессе взлёта с просторов военной базы морской пехоты camp rhino на юге от кандагара для отражения атаки талибов. Причиной аварии названо падение подъёмной мощности под воздействием вертолёта в пылевой вихрь. Лёгкие ранения получили 2 военнослужащих сша.[6][7] 2002[править править код] 19 января 2002 - ch-53e «супер стэллион» (сер. Номер 163082, 361-й эскадрильи тяжёлых вертолётов, 16-й морской авиагруппы, 3-го морского авиакрыла корпуса морской пехоты сша). Потерпел катастрофу по поводу отказа двигателей, в горной местности до кабула в 50 милях на юге от авиабазы баграм, уничтожен для недопущения попадания в руки противника. Погибли 2 члена экипажа и пяти получили ранения.[8] 28 января 2002 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 84-24174, 101-я воздушно-десантная дивизия сша). При высадке поблизости от города хост в обстоятельствах сильной запылённости опрокинулся на бок и загорелся. Из 24-х человек находившихся на борту 16 военнослужащих получили ранения и травмы. Повреждённый вертолёт позднее был уничтожен.[9] 4 марта 2002 - mh-47e «чинук» (сер. Номер 92-00475, 160-й авиационный полк специальных операций армии сша). Попал под шквальный огонь противника в процессе операции «анаконда» и совершил вынужденную посадку в высокогорной местности в восточной страны. Позднее уничтожен для недопустимости попадания в руки противника. При обстреле вертолёта были убиты 7 военнослужащих сша.[10] 18 марта 2002 - mh-53m «пэйв лоу iv» (сер. Номер 68-8286, 20-й эскадрильи спецопераций, 16-го крыла спецопераций ввс сша). Разбился в период посадочных работ до тарин ковт в отдаленном городе урузган в обстановках плохой видимости. Из находившихся на борту сил специальных операций сша, трое военнослужащих получили любой степени неудобные были эвакуированы спасательной командой. Вертолёт в следствии аварии получил существенные изъянов и был коронован не подлежащим восстановлению.[11][12][13] 10 апреля 2002 - ah-64a «апач» (сер. Номер 89-00209, рота а, третий батальон, 101-я воздушно-десантная дивизия армии сша). Разбился к северо-востоку от кандагара по техническим причинам ночью, при возвращении вдвоем с другим вертолётом из боевой миссии. Оба члена экипажа получили серьёзные травмы.[14][15][16] 13 августа 2002 - ah-64a «апач» (сер. Номер 88-00261, армия сша). Потерпел аварию по техническим причинам в период полёта в высокогорных условиях на юге от кабула. Оба члена экипажа получили незначительные травмы. Повреждённый вертолёт был уничтожен.[17][18] 21 декабря 2002 - ch-53gs «си стэллион» (сер. Номер 85 09, 25 авиаполка сухопутных войск германии). Расшибся на окраине кабула в процессе патрулирования местности. Погибли все 7 военнослужащих немецкого контингента isaf, находившихся на борту. Очевидцы катастрофы сообщили, как, во процессе полёта у вертолёта загорелся один из двигателей. В роли причины катастрофы называется неправильная сборка узлов вертолёта, впоследствии его транспортировки германских в афганистан.[19][20] 2003[править править код] 30 января 2003 - mh-60l «блэк хок» (сер. Номер 89-26185, 160-й авиационный полк специальных операций, армия сша). Потерпел аварию в процессе тренировочного полёта восточнее авиабазы баграм. Весь экипаж - 4 человека - погиб.[21] 23 марта 2003 - hh-60g «пэйв хок» (сер. Номер 97-26778, 347-й оперативной группы, ввс сша). Разбился в 50 км на севере от газни в процессе вылета на вывоз 2 раненых афганских детей. Катастрофа произошла при желании дозаправки вверху. Погибли все 6 военнослужащих сша находившиеся на борту.[22][23] 24 апреля 2003 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 90-00217, рота "с", 7-го батальона, 101-го авиаполка, 101-й авиабригады, 159-й авиагруппы, 101-й воздушно-десантной дивизии армии сша). В следствии отказа двигателя совершил жёсткую посадку до спин-болдак в глубинке кандагар. Из 41 военнослужащего, находившихся на борту, ни один посетитель не потерпел. Повреждённый вертолёт позднее был уничтожен силами isaf для профилактики попадания в руки противника.[24] 3 июня 2003 - ah-64a «апач» (сер. Номер 89-00258, армия сша). Потерпел аварию к северо-западу от ургуна, провинция пактика. Пилоты не пострадали, вертолёт уничтожен для профилактики попадания в руки противника.[25][26] 23 ноября 2003 - mh-53m «пэйв лоу iv» (сер. Номер 70-1625, 20-й эскадрильи спецопераций, 16-го крыла спецопераций ввс сша). Потерпел катастрофу в связи с отказа двигателя вскоре после взлёта с военной авиабазы в баграме. Из 13 военнослужащих сша, находившихся на борту, 5 погибли, остальные получили ранения.[27][28] 2004[править править код] 26 апреля 2004 - ch-46е «си найт» (266-й эскадрильи средних морских вертолётов, кмп сша) разбился при высадке ввиду потери подъёмной мощности и пространственной дезориентации пилотов в обстановках сильной запылённости. О пострадавших не сообщалось. Повреждённый вертолёт был списан, возвращён в америке и отправлен на «кладбище костей» - в исток складирования авиакосмической техники, выведенной из состава военной авиации америки в команде аризона. С течением времени разобран на запчасти.[29][30][31] 28 июня 2004 - ah-64a «апач» (сер. Номер 89-00263, армия сша). Совершил аварийную посадку на севере от калата в глубинке забуль и сгорел. Экипаж отделался незначительными травмами.[32][33] 12 августа 2004 - uh-60l «блэк хок» (сер. Номер 96-26699, рота b второго батальона 25-го авиационного полка армии сша). Потерпел аварию в глубинке хост в следствии «воздушного лихачества» пилота. Погиб 1 член экипажа, остальные 14 военнослужащих сша получили травмы.[34][35] 29 августа 2004 - ah-64d «апач» (сер. Номер q-20, королевские ввс нидерландов). В период патрулирования территории за счет ошибки пилота потерпел катастрофу в xx километрах на севере от кабула. Впоследствии списан. Один из членов экипажа в следствии аварии получил лёгкие травмы.[36][37] 20 октября 2004 - hh-60g «пэйв хок» (сер. Номер 87-26014, 66-й спасательной эскадрильи, ввс сша). Разбился в глубинке герат на востоке от шинданда при желании эвакуировать раненного афганца, когда в связи с слабой видимости задел винтом стену каньона, перевернулся и скатился вниз. Пострадали 3 члена экипажа, 1 из них скончался от механических повреждений на другой день. Повреждённый вертолёт уничтожен американскими военными на стройплощадке аварии.[38][39] 16 декабря 2004 - oh-58d «кайова» (сер. Номер 96-00033, армия сша). Упал в отдаленном городе герат в 4 километрах на севере от аэродрома шинданд. Оба пилота получили ранения, вертолёт полностью разрушен.[40][41] 2005[править править код] Ch-47 «чинук» в афганистане, 2004 год 6 апреля 2005 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 88-00100, рота «f», 159-й авиационный полк, армии сша). Потерпел аварию около дах худайдад к юго-западу от мегаполиса газни в ситуациях песчаной бури при возвращении на авиабазу баграм. Погибли 15 военнослужащих штатов и 3 американских гражданских специалиста компании халлибёртон.[42][43][44] 28 июня 2005 - mh-47d «чинук» (сер. Номер 89-00146, 160-й авиационный полк специальных операций армии сша). Сбит выстрелом рпг около асадабада в глубинке кунар близ афгано-пакистанской границы. Погибли 16 человек, все - военнослужащие подразделений сша, в часности 8 из подразделения seal.[45] 27 июля 2005 - ch-47d (сер. Номер d-105, 298-я эскадрилья королевских ввс нидерландов). Перевернулся и сгорел при высадке в ночных условиях к юго-западу от дмитрова спин болдак в глубинке кандагар. Причина катастрофы - ошибочные действия экипажа. На борту находились 6 военнослужащих коалиционных усилий и 25 военнослужащих ана. Пострадавших нет.[46] 29 июля 2005 - ah-64d «апач» (сер. Номер 00-05179, армия сша). Разбился в период тренировочного полёта на полигоне около авиабазы баграм. Оба члена экипажа получили ранения.[47][48] 16 августа 2005 - as.532 «кугуар» (сер. Номер et 657, вооружённые силы испании). Потерпел аварию поблизости герата. Погибли все 17 военнослужащих находившихся на борту. Официально причиной катастрофы названы плохие погода и ошибочные действия экипажа. В процессе экстренной посадки второго «кугуара» (сер. Номер et 651), летевшего следом, пяти участников получили травмы, а сам вертолёт - повреждения.[49][50][51] 25 сентября 2005 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 90-00200, рота d 113-го авиационного полка национальной гвардии сша). Сбит из рпг до дей чопан в небольшом городке или поселке забуль при возвращении на базу после завершения посадки десанта. Погибли 5 членов экипажа.[52][53] 7 октября 2005 - mh-47d «чинук» (сер. Номер 89-00160, 160-й авиационный полк специальных операций армии сша). Разбился в глубинке кунар, если при высадке в боевой зоне, задел лопастями ротора работы и перевернулся. Из семи тот, на борту три члена экипажа получили незначительные травмы. Вертолёт уничтожен.[54][55] 31 октября 2005 - ch-47d (сер. Номер d-104, 298-я эскадрилья королевских ввс нидерландов). Совершил жёсткую посадку в горной территории во процессе перелёта из мазари-шариф в кандагар. Причина - ошибочные действия экипажа. Ранения получил 1 военнослужащий. Вертолёт уничтожен для профилактики попадания в руки противника.[46] 4 декабря 2005 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 91-00269, рота d 113-го авиационного полка национальной гвардии сша). Подбит огнём противника в процессе посевных работ севернее кандагара и сгорел. На борту находилось 5 членов экипажа и треть военнослужащих сша, двое получили ранения, остальные не пострадали.[53][56] 2006[править править код] 28 апреля 2006 - ah-64a «апач» (сер. Номер 90-00338, национальная гвардия сша). Разбился в пустыне около калат в небольшом городке или поселке забуль в период боевого вылета. Причина катастрофы - ошибочные действия экипажа второго вертолёта. Один из пилотов получил тяжёлые ранения, второй отделался незначительными травмами.[57][58] 5 мая 2006 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 85-24349, 3-го батальона, десятого авиационного полка, армии сша). Потерпел аварию в горной местности под асадабадом в небольшом городке или поселке кунар в период миссии в помощь операции «горный лев», коль при высадке ночью на кромке скалы, врезался ротором в древесина и свалился с обрыва. Погибли 10 военнослужащих сша, находившиеся на борту. Один военнослужащий выжил, успев в второй фактор выпрыгнуть из падающего вертолёта.[59][60][61] 2 июля 2006 - ah-64a «апач» (национальная гвардия сша). Разбился порядка восьми:30 вечера вскоре после взлёта с аэродрома в кандагаре. Один член экипажа погиб, второй получил ранения.[62] 11 июля 2006 - mh-47e «чинук» (сер. Номер 91-00497, 160-й авиационный полк специальных операций армии сша). Попал под обстрел оппонента, и совершил вынужденную посадку около сангин, провинции гильменд. Ввиду сильных повреждений, полученных при высадке, вертолёт вскоре оказался уничтожен ударом с воздуха. Среди находившихся на борту пострадавших не бывало.[63][64] 2007[править править код] 18 февраля 2007 - mh-47e «чинук» (сер. Номер 92-00472, 160-й авиационный полк специальных операций армии сша). Потерпел аварию в отдаленном городе забуль благодаря отказа двигателя. Из 22-х тот, на борту 8 военнослужащих сша погибли и 14 получили ранения.[65] 30 мая 2007 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 86-01644, третий батальон 82-го авиационного полка армии сша). Сбит предположительно из пзрк до каджаки в глубинке гильменд в процессе ночной операции. Погибли 5 членов экипажа, 1 канадский и 1 британский военнослужащие.[66][67] 10 августа 2007 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 83-24123, армия сша). Получил сильные повреждения, когда попал под винт другого ch-47, в процессе рулёжки на авиабазе в баграме. Пострадавших не бывало. Повреждённый вертолёт, по статистике, был списан.[68][69] 13 августа 2007 - ah-64d «апач» (целевая группа desert hawk, первой батальон, 285-й авиационный полк национальной гвардии сша). Разбился около джаджи в отдаленном городе пактия. На низкой видимости при желании перелететь через горный хребет зацепил склон горы и скатился вниз. Пилоты успели покинуть разбившуюся машину прежде чем она загорелась.[70] 13 августа 2007 - ah-64d «апач» (целевая группа desert hawk, единственной батальон, 285-й авиационный полк национальной гвардии сша). Разбился около джаджи в глубинке пактия в процессе выплаты по гарантированию безопасности пострадавшего экипажа первого «апача». Пролетая около поиска обломков, задел хвостовым ротором склон горы и, потеряв управление, врезался в склон холма. Члены обоих экипажей получили лишь незначительные неудобные были эвакуированы спасательной командой. Оба вертолёта уничтожены.[70] 25 сентября 2007 - as.332f «супер пума» (сер. Номер hd.21-6, 48-е авиакрыло, ввс испании). Перевернулся при высадке и получил серьёзные повреждения, выполняя ночью эвакуацию раненных афганских полицейских в глубинке бадгис. Члены экипажа с любыми травмами были эвакуированы вторым вертолётом. Повреждённый вертолёт уничтожен бомбовым ударом.[71][72][73] 2008[править править код] 5 июня 2008 - oh-58 «кайова» (сер. Номер 94-0063, 96-й авиабатальон, 101-й авиабригады, 101-й воздушно-десантной дивизии, армии сша). Потерпел катастрофу в процессе испытательного полёта на аэродроме в кандагаре. Оба члена экипажа погибли.[74] 17 июня 2008 - ch-47 «чинук» (армия сша). Совершил жёсткую посадку в отдаленном городе нуристан и соскользнул в овраг. Экипаж успел эвакуироваться и никогда не пострадал. Повреждённый вертолёт был уничтожен вместо силами isaf.[75][76] 25 июня 2008 - oh-58 «кайова» (армия сша). Совершил жёсткую посадку в небольшом городке или поселке кунар до вата пур близ афгано-пакистанской границы, ввиду пожара в моторе. Оба члена экипажа покинули аварийную транспорт, не обретя серьёзных травм.[77][78][79] 1 июля 2008 - ch-46е «си найт» (сер. Номер 153992, 365-й эскадрильи средних морских вертолётов, кмп сша) совершил жёсткую посадку вблизи английской передовой оперативной базы dwyer области гармсир провинции гильменд. В день аварии на борту находилось 8 морских пехотинцев соединенных штатов америки и 1 британский солдат. О пострадавших не сообщалось.[80][81] 2 июля 2008 - uh-60l «блэк хок» (огромный батальон, 101-го авиаполка, армия сша). В период боевого вылета был подбит огнём антагониста, и совершил вынужденную посадку около харвар в отдаленном городе логар. Экипаж благополучно покинул вертолёт прежде чем тот загорелся, и был эвакуирован спасательной командой. Повреждённый вертолёт позднее уничтожен авиаударом.[82][83] 4 сентября 2008 - westland apache ah1 «апач» (сер. Номер zj177, армейская авиация великобритании). Совершил жёсткую посадку вскоре после взлёта с передовой оперативной базы edinburgh в небольшом городке или поселке гильменд. Экипаж отделался незначительными травмами. Причиной аварии послужили неправильные действия экипажа учитывая пониженной видимости. Вертолёт в конце концов происшествия получил сильные загрязнения и порчи и вскоре оказался списан.[84][85][86] 2009[править править код] 16 января 2009 - hh-60g «пэйв хок» (106-го спасательного авиакрыла, национальной гвардии сша). Упал на севере от кабула вследствие печальных природных обстановки в процессе выполнения спасательной миссии. На борту находилось 7 человек. Погибших нет. Списан, равно как не подлежащий ремонту.[87][88][89] 17 января 2009 - ch-47f «чинук» (сер. Номер 05-08012, 7-й батальон 101-го авиационного полка армии сша). Был обстрелян с земли, совершил жёсткую посадку в глубинке кунар, опрокинулся и сгорел. На борту находилось 7 человек, погиб 1 военнослужащий сша.[90][91] 22 мая 2009 - ah-64d «апач» (рота с первого-го батальона, 82-го разведывательного авиаполка, 82-й боевой авиабригады, 82-й воздушно-десантной дивизии, 18-го воздушно-десантного корпуса армии сша). Разбился при проведении боевого задания около тарин ковт провинции урузган. Причина падения - механическая неисправность. Один из пилотов погиб, второй - получил ранения.[92] 6 июля 2009 - ch-146 «грифон» (сер. Номер 146434, 430-я тактическая вертолётная эскадрилья, ввс канады). При взлёте с американской военной базы в глубинке забуль, в обстоятельствах плохой видимости задел за стену ограждения, свалился на бок и загорелся. Погибли два члена экипажа и главный британский военнослужащий. Ещё два члена экипажа и главный пассажир были ранены.[93][94]. 29 июля 2009 - hh-60g «пэйв хок» (129-я спасательная эскадрилья национальной гвардии сша). Попал под обстрел противника во процессе проведения спасательной торговля к югу афганистана и совершил вынужденную посадку в 2-х милях от круга боя. Один из пилотов в процессе обстрела получил осколочные ранения. Экипаж повреждённого вертолёта и трое раненых военнослужащих соединенных штатов америки были эвакуированы с одного места вынужденной посадки силами коалиции. Впоследствии, при желании эвакуировать сам повреждённый вертолёт, произошло возгорание разлившегося поленьев в ходе нее он на сто процентов сгорел.[95][96] 31 июля 2009 - ми-24 (армия польши). Получил сильные повреждения в следствии аварийной посадки за счёт возгорания двигателя, после обстрела с мира возле кабула и дальнейшего пожара. Из находившихся на борту девяти военнослужащих польского контингента никто серьёзно не потерпел. Повреждённый вертолёт впоследствии списан.[97][98][99] 6 августа 2009 - ah-1w «супер кобра» (сер. Номер 165055, 169-й морской лёгкой вертолётной эскадрильи, корпуса морской пехоты сша). При возвращении с боевого вылета в связи с механических проблем совершил жёсткую посадку в отдаленном городе гильменд в 6 км к северо-востоку от патрульной базы jaker и загорелся. Оба пилота успели покинуть вертолёт и были эвакуированы силами isaf. Пострадавших нет. Остатки вертолёта позднее были уничтожены.[100][101][102] 19 августа 2009 - hc.2 «чинук» (сер. Номер za709, 7-й эскадрильи королевских ввс великобритании). Попал под обстрел и после полученных повреждений совершил жёсткую посадку до санджин в отдаленном городе гильменд. На борту находились всего четыре члена экипажа. Мало кто пострадал. Вертолёт позднее уничтожен авиаударом.[103] 30 августа 2009 - hc.2 «чинук» (сер. Номер za673, 1310-го авиаотряда королевских ввс великобритании). Совершил жёсткую посадку в конце концов возгорания двигателя до санджин провинции гильменд. Каждый из 19-ти человек, находившихся на борту не потерпел. Повреждённый вертолёт был подорван силами коалиции.[104] 17 октября 2009 - uh-60 «блэк хок» (армия сша). Совершил жёсткую посадку в горном районе провинции нуристан в процессе выполнения манипуляции по подбору самолёта c-12 «гурон». Экипаж не потерпел и был эвакуирован. Вертолёт подорван на стройплощадке силами коалиции 25 октября.[105] 26 октября 2009 - mh-47g «чинук» (сер. Номер 04-03747, третий батальон, 160-го авиаполка спецопераций армии сша). Потерпел катастрофу ночью около кадис в глубинке бадгис при возвращении из рейда по войне с наркоторговцами. Официальная версия катастрофы - плохая видимость в случае сильной запылённости и утрата подъёмной мощности двигателей. Погибли 10 человек (7 военнослужащих штатов и 3 агента управления по войне с наркотиками америке и 23 человека получили ранения (14 афганских военнослужащих, 8 военнослужащих америке и 1 агент dea).[106][107] 26 октября 2009 - ah-1w «супер кобра» (сер. Номер 165333, 169-й морской лёгкой вертолётной эскадрильи, 39-й морской авиагруппы, 3-го морского авиакрыла, 1-х морских экспедиционных войск, корпуса морской пехоты сша). Столкнулся с вертолётом uh-1n (сер. Номер 159190) в глубинке гильменд, при работах по боевого задания. Оба члена экипажа погибли.[106] 26 октября 2009 - uh-1n «ирокез» (сер. Номер 159190, 169-й морской лёгкой вертолётной эскадрильи, 39-й морской авиагруппы, 3-го морского авиакрыла, 1-х морских экспедиционных войск, корпуса морской пехоты сша). Столкнулся с вертолётом ah-1w (сер. Номер 165333) в глубинке гильменд, при изготовлении боевого задания. Погибли 2 члена экипажа, ещё 2 военнослужащих получили ранения.[106] 3 декабря 2009 - ми-24 (армия польши). Разбился непосредственно в конце взлёта с польской военной базы в глубинке газни. На борту находилось 3 члена экипажа и 7 военнослужащих польского контингента. Серьёзно пострадавших в конце концов происшествия не существовало. Вертолёт получил сильные неисправности – и из-за этого признан не подлежащим восстановлению.[99][108][109] 2010[править править код] 23 марта 2010 - s-70a-28 «блэк хок» (сухопутные войска турции). При высадке на основе турецкого контингента в майдан шарик в глубинке вардак задел винтом склон горы, перевернулся и скатился вниз. В конечном итоге происшествия ранения получили двое турецких военнослужащих. Вертолёт - разрушен.[110][111][112] 10 мая 2010 - mh-60 «блэк хок» (армия сша). Совершил вынужденную посадку в уезде санджин провинции гильменд как только возвращаясь на базу с боевого вылета, попал под огонь противника. Члены экипажа не пострадали и были эвакуированы. Повреждённый вертолёт был уничтожен ударом с воздуха.[113] 9 июня 2010 - hh-60g «пэйв хок» (55-й спасательной эскадрильи, 563-й спасательной авиагруппы, 23-го авиакрыла, 9-й воздушной армии ввс сша). Сбит выстрелом из рпг в уезде санджин провинции гильменд, при проведении задания по вывозу раненных британских военнослужащих. Из 7-ми человек экипажа - 4 погибли вместо, 3 были ранены, 1 из пострадавших погиб от ран 3 недельки спустя.[114][115] 21 июня 2010 - uh-60 «блэк хок» (сер. Номер 92-26448, рота имеющие пятого батальона,101-го авиаполка, 101-й авиабригады, 101-й воздушно-десантной дивизии армии сша). При проникновении на посадку, в ночных условиях, около шах вали котишка в отдаленном городе кандагар, вследствие ошибки пилота столкнулся с песчаным барханом, перевернулся и загорелся. На борту находились 4 члена экипажа, 10 австралийских военнослужащих и афганский переводчик. Погибли 3 австралийских военнослужащих и 1 из пилотов. Остальные получили различные ранения.[116][117] 23 июня 2010 - aw101 «мерлин» нс.3 (сер. Номер zj138, 28-я эскадрилья королевских ввс великобритании). Совершил жёсткую посадку вблизи военной базы британского контингента camp bastion в глубинке гильменд. Экипаж не потерпел. Вертолёт, получивший в следствии происшествия серьёзные повреждения, был возвращён в соединенное королевство великобритании и северной ирландии и из-за этого списан.[118][119][120] 22 июля 2010 - ah-1w «супер кобра» (39-й морской авиагруппы, 3-го морского авиакрыла, 1-х морских экспедиционных сил корпуса морской пехоты сша). Сбит выстрелом из рпг в ходе выполнения боевого задания около города лашкаргах в глубинке гильменд. Оба члена экипажа погибли.[121][122] 25 июля 2010 - ch-47f «чинук» (сер. Номер 08-08048, рота «b», 6-й авиабатальон, 101-й авиационный полк, 101-й воздушно-десантной дивизии, армии сша). Свалился в пределах военной базы camp blackhorse в кабуле вследствие неисправности двигателя. На борту находилось 6 членов экипажа и 22 пассажира. Ранения заполучил кто-то. Повреждённый вертолёт был списан, возвращён в америке и в данный момент применяется в виде учебного пособия в тренировочном центре во флориде.[123][124] 5 августа 2010 - ch-147d «чинук» (сер. Номер 147202, ввс канады). Сбит противником, огнём из стрелкового оружия. Совершил вынужденную посадку в xx километрах юго западнее кандагара и уничтожен, в следствии возникшего на борту пожара. Пострадали восемь из 21 военнослужащего, находившегося на борту.[125]. 21 сентября 2010 - uh-60l «блэк хок» (сер. Номер 93-26517, роты b, пятого батальона, 101-го авиаполка, 101-й авиабригады, 101-й воздушно-десантной дивизии, xviii воздушно-десантного корпуса армии сша). Разбился поутру около дейчопан, расположенном в северо-западной регионах провинции забуль, при проведении боевого задания. По предварительным данным катастрофа произошла вследствие аппаратной неисправности. На борту находились 10 военнослужащих сша, 1 гражданский и 1 военнослужащий ана. Погибли 9 военнослужащих сша, в часности три из подразделения seal. Остальные получили ранения любой формы тяжести.[126][127] 3 ноября 2010 - sa-342m «газель» (армия франции). Благодаря технических неполадок, совершил жёсткую посадку как можно быстрее по окончании взлёта с передовой базы morales-frazier до ниджраб в глубинке каписа. Двое пилотов, находившихся на борту, отделались незначительными травмами. Вертолёт в конечном итоге аварии получил существенные изнашивания и признан не подлежащим восстановлению.[128][129] 2011[править править код] 26 января 2011 - ми-24 (армия польши). Упал и загорелся в процессе взлёта с польской военной базы в отдаленном городе газни. Возможная фактор крушения - техническая неисправность. Признан не подлежащим восстановлению. На борту находилось четыре члена экипажа и военнослужащий сша. Пострадавших нет.[99][130] 4 февраля 2011 - ec665 «тайгер» (рег. Номер 2032/bhy, пятого полка боевых вертолётов, армейской авиации франции) совершил жёсткую посадку до суроби, в глубинке кабул на востоке от столицы, когда во время ночной миссии сопровождения в плохих погоде задел хвостовым ротором склон горы. Двое пилотов в конце концов аварии получили незначительные травмы. Повреждённый вертолёт был эвакуирован на другой день и потом признан неремонтнопригодным.[131][132][133] 23 апреля 2011 - oh-58d «кайова» (первой батальон, десятого авиаполка, 10-й авиабригады, 10-й горной дивизии, xviii воздушно-десантного корпуса армии сша). В процессе боевого вылета был подбит из гранатомёта и совершил жёсткую посадку в глубинке каписа в уезде аласэй, расположенном в 65 километрах на севере от кабула. Один пилот от полученных ран скончался вместо, другой с ранениями был эвакуирован поисково-спасательной командой. В период манипуляции по спасению экипажа огнём с земли был повреждён следующий вертолёт, 1 военнослужащий сша был убит и 1 ранен. Разбившийся вертолёт уничтожен силами коалиции.[134][135][136] 16 мая 2011 - ch-147d «чинук» (сер. Номер 147205, ввс канады). Перевернулся и получил серьёзные повреждения в конце концов ошибочных действий пилота, при ночной высадке десанта до панджвай в отдаленном городе кандагар. Из тридцати человек, находившихся на борту, 1 канадский военнослужащий был серьёзно ранен, ещё восемь получили незначительные травмы. Повреждённый вертолёт был эвакуирован на авиабазу в кандагар и потом возвращён в канаду. В данное время списан и может также использоваться в роли учебного пособия для запнятий экипажей.[137][138][139] 26 мая 2011 - ah-64d «апач» (сер. Номер 04-05425, первый батальон, 4-й авиабригады армии сша). Разбился в глубинке пактика и сгорел. Один пилот погиб, второй получил ранения.[140] 30 мая 2011 - ch-47d «чинук» (рег. Номер а15-102, пятого авиационного полка армии австралии). Потерпел крушение в 90 километрах в восточном направлении от дмитрова тарин ковт (tarin kowt), в глубинке забуль, в 9 часов пополудни местного времени. На борту находилось 6 человек. Погиб 1 австралийский военнослужащий и пяти получили ранения. Повреждённый вертолёт вскоре оказался уничтожен силами isaf.[141] 5 июня 2011 - oh-58d «кайова» (армия сша). Упал, при изготовлении боевого задания, в отдаленном городе хост, в уезде сабари. Причина выясняется. Оба пилота - погибли.[142] 10 июня 2011 - sa-342m1 «газель» (рег. Номер 4158, армия франции). Разбился в прошлом км от авиабазы в баграме, в глубинке парван. Причина - неблагоприятные погода. Оба пилота получили тяжёлые ранения. Главный из списка, от полученных ран, умер в амбулатории.[129][143] 25 июня 2011 - ch-47 «чинук» (армия сша). Потерпел катастрофу в горной местности в глубинке кунар в восточной страны при решении боевой миссии в службу поддержки операции «удар молота». Причина аварии - механическая неисправность, либо столкновение с деревцем. На борту находилось 30 человек - военнослужащие штатах и ана. Ранено 12 человек, погибших нет. Повреждённый вертолёт, спустя десять дней, уничтожен ударом с воздуха.[144][145] 25 июля 2011 - ch-47f «чинук» (сер. Номер 08-08044, рота "в три-го батальона, 10-й горной дивизии, армии сша). Сбит выстрелом из рпг поблизости от авиабазы ана nangalam в отдаленном городе кунар. Экипаж сумел высадить на работы подбитую машину. Из 12-ти военнослужащих, находившихся на борту, только двое получили незначительные ранения. В конечном итоге крушения и вспыхнувшего на объекте падения боя вертолёт полностью сгорел.[146][147] 6 августа 2011 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 89-00175, национальная гвардия сша) - вертолёт был сбит из рпг в три-00 поблизости от города саид абад, провинция вардак, во процессе проведения специальной операции. Погибли 22 бойца из спецподразделения seals, 5 членов экипажа, 3 военнослужащих сша, 7 афганских военных, переводчик и служебная собака.[148] 7 августа 2011- ah-64d «апач» (сер. Номер 03-05415, армия сша). В конце концов промахов в пилотировании совершил жёсткую посадку на склоне горы в отдаленном городе хост. Члены экипажа не пострадали и были эвакуированы. После двух-трех безуспешных попыток эвакуировать сам вертолёт, он оставался уничтожен на стройке силами коалиции.[149][150] 8 августа 2011 - ch-47f «чинук» (сер. Номер 07-08731, рота "в три-й авиабатальон, 10-й горнострелковой дивизии, армии сша). Совершил жёсткую посадку по области районного центра гардез в отдаленном городе пактия. На борту находился только экипаж, который отделался незначительными травмами. Через несколько суток «восстановительная команда» подготовила повреждённый вертолёт к эвакуации с одного места аварии, демонтировав с этого двигатели, однако в период воздушной переездов на подвеске сн-53е, экипаж последнего по неизвестной причине выпустили «чинук», и риск свалился на работы с вышины в десятки метров. В конце концов фюзеляж вертолёта был полностью разрушен.[151][152][153] 28 сентября 2011 - ah-1w «супер кобра» (сер. Номер 165320, 269-й эскадрильи легких вертолётов, 29-й авиагруппы, 2 авиакрыла, второй экспедиционной дивизии корпуса морской пехоты сша). В период взлёта с базы морской пехоты wolfpack в небольшом городке или поселке гильменд зацепился правой «лыжей» за искусственное покрытие вертолётной площадки, упал и загорелся. Один из пилотов от полученных ранений скончался в тот же час, второй отделался незначительными травмами.[154] 2012[править править код] 19 января 2012 - ch-53d «си стэллион» (сер. Номер 157174, 363-й эскадрильи тяжёлых вертолётов, 24-й авиагруппы, одного авиакрыла, третий экспедиционной дивизии корпуса морской пехоты сша). Разбился при изготовлении ночной миссии снабжения в отдаленном городе гильменд после возгорания в моторе. Погибли все 6 военнослужащих сша, находившихся на борту.[155][156] 16 марта 2012 - s-70a-28 «блэк хок» (сер. Номер 10981, сухопутные войска турции). Свалился на жилые постройки при работах по патрулирования до баграми провинции кабул в десяти:30 по местному времени. Погибли 12 военнослужащих турецкого контингента, находившиеся на борту, также две местные жительницы на свете. Один подросток получил сильные ожоги. Предварительная версия катастрофы - техническая неисправность.[157][158] 19 апреля 2012 - uh-60l «блэк хок» (сер. Номер 90-26206, во втором случае батальон, 25-го авиаполка, 25-й авиабригады, 25-й пехотной дивизии армии сша). Выполнял полёт по устранению пострадавших при оформлении теракта в уезде гармсер, провинции гильменд афганских военнослужащих и потерпел крушение в 21:40 по местному возможностей на подлёте к пункту теракта. Основная версия катастрофы - плохие погода. Находившихся на борту 4 военнослужащих сша погибли.[159] 28 мая 2012 - ah-64d «апач» (сер. Номер 05-07012, 12-й боевой авиабригады, пятого корпуса, 7-й армии сша). Сбит огнём из стрелкового оружия в период патрулировании местности около нерх в глубинке вардак, к юго-западу от кабула. Оба пилота погибли.[160][161][162] 6 июня 2012 - oh-58d «кайова» (армия сша) сбит огнём врагов при работах по боевого задания около кара баг в небольшом городке или поселке газни. Оба пилота погибли.[163] 21 июня 2012 - oh-58d «кайова» (армия сша). Расшибся на земле военной базы сарабаг в населенном пункте хост вследствие отказа двигателя. Оба пилота получил тяжёлые травмы.[164][165][166] 22 июня 2012 - ch-47d «чинук» (рег. Номер а15-103, пятого авиационного полка армии австралии). Получил серьёзные повреждения при жёсткой посадке на передовой оперативной базе sarkari karez в глубинке кандагар. Один член экипажа получил незначительные травмы. Повреждённый вертолёт был эвакуирован на авиабазу в кандагар и из-за этого списан если не ремонтнопригодный.[167][168][169][170] 18 июля 2012 - hh-60g «пэйв хок» (рота "f", пятого батальона, 159-го авиационного полка, 12-й боевой авиабригады, армия сша). Разбился до проведения боевой операции к юго-западу от чагчаран - столицы провинции гор, в процессе вылета на вывоз раненных военнослужащих ана. По мнению представителя талибов - вертолёт столкнулся с горой и загорелся. Находившиеся на борту 4 члена экипажа получили различные ранения и были эвакуированы вторым вертолётом.[171][172] 16 августа 2012 - uh-60l «блэк хок» (рота а, второго батальона, 25-го авиаполка, 25-й авиабригады, 25-й пехотной дивизии армии сша). Сбит огнём противника в процессе боевого вылета около шах вали котяга в глубинке кандагар. Погибли все 11 человек находившихся на борту: 7 военнослужащих сша, в часности двое из подразделения seal, 3 военнослужащих ана и переводчик-афганец.[173] 27 августа 2012 - ch-47 «чинук» (сер. Номер 92-00295, национальная гвардия сша). Получил тяжёлые повреждения в процессе жёсткой погрузки в ночное время в небольшом городке или поселке логар и был уничтожен силами коалиции. На борту находились всего 5 членов экипажа. Экипаж не потерпел и был эвакуирован.[174][175] 5 сентября 2012 - oh-58d «кайова» (армия сша). Сбит талибами при проведении боевого задания до бабус в глубинке логар. Погибли оба члена экипажа.[176][177] 10 сентября 2012 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 89-00142, 159-й авиационный полк, армия сша). Готовясь к вылету был поражён прямым попаданием ракеты, выпущенной со позиции талибов, и сгорел на земле авиабазы в баграме. В конце концов 3 сотрудника управления национальной безопасности афганистана погибли, ещё 2 афганца и ряд военнослужащих коалиции были ранены.[178][179] 2013[править править код] 7 февраля 2013 - oh-58d «кайова» (армия сша). Разбился при организации боевой хирургии до тагаб в небольшом городке или поселке каписа. По заключению очевидцев - был подбит талибами и сгорел после приземления. Оба члена экипажа, с мелкими ранениями, были эвакуированы спасательной командой.[180][181] 11 марта 2013 - uh-60l «блэк хок» (сер. Номер 90-26270, рота в, четвертого батальона, 3-го авиаполка, еще один бригады армейской авиации, еще один пехотной дивизии армии сша). Разбился около даман возле кандагара в период ночного полёта в запущенных прогноз погоды. Погибли все 5 военнослужащих сша находившихся на борту.[182] 16 марта 2013 - oh-58d «кайова» (третий батальон, 17-го разведывательного авиаполка, еще один авиабригады, третий пехотной дивизии армии сша). Разбился в связи с отказа двигателя в период тренировочного полёта до даман в восточном направлении от кандагара. Один из пилотов погиб, второй получил тяжёлые ранения и был эвакуирован спасательной командой.[183][184][185] 9 апреля 2013 - ah-64d «апач» (сер. Номер 09-05636, национальная гвардия сша). Разбился при невыясненных обстановке в процессе разведывательного полёта в уезде пачир агам, провинции нангархар. Оба пилота погибли.[186][187] 23 апреля 2013 - ch-47d «чинук» (сер. Номер 90-00214, армия сша). Получил множественные повреждения фюзеляжа в период сильного града, находясь на аэродроме кандагара. Ремонт вертолёта был коронован экономически нецелесообразным, он стал возвращён в штатах и из-за этого выставлен в роли экспоната в «ракетном парке» ракетно-космического центра в городе. Хантсвилл (алабама).[188][189][190] 17 декабря 2013 - uh-60 «блэк хок» (сер. Номер 09-20186, армия сша). Уничтожен в конечном итоге взрыва мины около шахджой в глубинке забуль. Подрыв произошёл, когда вертолёт завис над местом посадки. Погибли 6 военнослужащих сша, ещё 1 получил тяжёлые ранения.[191][192] 2014[править править код] 26 апреля 2014 - «линкс» mk.9 (657-я эс